Проверки малого бизнеса в 2020 году

Проверки малого бизнеса в 2020 году

С 05.01.2019 вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ, которым продлено действие «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства еще на два года.
Особенности организации и проведения в 2019 – 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства изложены в ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Следует отметить, что на этот раз значительно сокращен круг субъектов, подпадающих под действие указанной нормы.
Так, «надзорные каникулы» не распространяются на плановые проверки, проводимые в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 утвержден перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода.
В указанный перечень включено 39 видов государственного контроля (надзора), среди которых: федеральный государственный пожарный надзор; санитарно-эпидемиологический надзор; надзор за соблюдением трудового законодательства; федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции; федеральный и региональный государственный экологический надзор; государственный земельный надзор и иные.
Таким образом, указанные проверки могут быть осуществлены в отношении субъектов малого предпринимательства в 2019 – 2020 годах.
Не подпадают под действие «надзорных каникул» проверки, проводимые по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Также не будут освобождены от плановых проверок юридические лица, индивидуальные предприниматели при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.
Как и ранее, «надзорные каникулы» не распространяют свое действие на плановые проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере: оказания амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной и скорой медицинской помощи; розничной и оптовой торговли лекарственными средствами, изготовления лекарственных средств в аптечных учреждениях; дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего (полного) образования; деятельности детских лагерей на время каникул; предоставления социальных услуг с обеспечением проживания.
Одновременно с этим, законодателем отдельно выделены такие виды государственного контроля (надзора), которые не подпадают под действие «надзорных каникул»: федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны; внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»; федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии; федеральный государственный пробирный надзор.
С учетом изложенного, мораторий на проведение плановых проверок в большей степени касается муниципального контроля, а также отдельный перечней регионального контроля (надзора), среди которых, к примеру, контроль за соблюдением требований лесного законодательства, пожарной безопасности в лесах.
Одновременно с этим, согласно п. 5 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» с 2019 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств.
Кроме того, в силу ч. 10 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», не проводятся плановые проверки в отношении лиц, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
В этой связи, случае если Вы полагаете, что деятельность Вашего предприятия подпадает под действие «надзорных каникул», Вам необходимо обратиться в орган государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, запланировавший проверку, с заявлением об ее исключении из плана.
Органы прокуратуры не уполномочены вносить изменения в план. Прокуроры лишь дают оценку действиям должностных лиц органов государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля по внесению изменений в план и, в случае необходимости, принимают меры реагирования.

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2020 году

Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2020 году.

Кто относится к субъектам МСП

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

ВАЖНО. Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru.

Критерии малого предприятия 2020: таблица

Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть как индивидуальные предприниматели, так и организации — ООО, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.

В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик причисляется к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Категория

Среднесписочная численность за предыдущий год

Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета

Прочие ограничения

не более 15 человек

не более 120 млн. руб.

  • не менее 51% капитала (акций) должно принадлежать физлицам, или другим СМП;
  • доля организаций, не являющихся СМП, не может быть больше 49%;
  • доля государства, субъектов РФ и (или) НКО не может быть более 25% (суммарно)

не более 100 человек

не более 800 млн. руб.

не более 250 человек

не более 2 млрд. руб.

ВНИМАНИЕ. Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно, и их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса. Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@, письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).

Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2020 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2017, 2018 и 2019 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2020 году сохраняется.

Узнайте систему налогообложения контрагента и сумму уплаченных им налогов

Что дает статус субъекта малого предпринимательства

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Зарегистрироваться как ИП и год вести бухгалтерию и сдавать все отчеты бесплатно

Льготы для малых предприятий

Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.

Бухгалтерский учет и отчетность

Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.

При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные. Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; начислять амортизацию не ежемесячно, а реже (в т.ч. раз в год); единовременно списывать расходы на приобретение материально-производственных запасов для управленческих нужд (а микропредприятиям — любые МПЗ). Также при данном способе бухучета можно исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение; а также учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы.

ВАЖНО. Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона о бухучете).

Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).

СПРАВКА. Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона о бухучете).

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Кассовые операции

Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.

СПРАВКА. На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.

Налоговые льготы

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), ЕНВД и единому налогу в рамках УСН.

Трудовые отношения

Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.

ВНИМАНИЕ. Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление Правительства РФ от 27.08.16 № 858).

Бесплатно составить и распечатать трудовой договор

Административные проверки и ответственность

В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства введен запрет на проведение плановых административных проверок. Мораторий будет действовать до конца 2020 года (Федеральный закон от 25.12.18 № 480-ФЗ).

ВНИМАНИЕ. Мораторий не распространяется на контрольные мероприятия, которые проводятся с применением так называемого риск-ориентированного подхода (в частности, речь идет о проверках, осуществляемых пожарными или инспекциями по труду). Есть и другие исключения. Подробнее см. « Продлен мораторий на некоторые плановые неналоговые проверки малого бизнеса ».

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

В части административной ответственности для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.

Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Страхование вкладов

С 2019 года счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ). Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб. по всем счетам в одном банке. Подробнее см. « Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов ».

Читайте также:  Субсидии на открытие малого бизнеса

Подключиться к интернет‑банку, совмещенному с онлайн‑бухгалтерией для ИП

Статистическая отчетность

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

СПРАВКА. Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» и другие. А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма являтеся чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций. Подробнее см. « Росстат обновил 17 форм отчетности о деятельности организаций и ИП », « Росстат обновил 16 отчетных форм », « Отчетность в Росстат: сведения о работниках и оплате труда нужно будет сдать по обновленным формам » и « Росстат утвердил новые указания по заполнению форм ».

Заполнить и сдать любую из перечисленных форм через интернет

Государственный заказ

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Продавцы-субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт. Подробнее см. « Госзакупки по 44‑ФЗ: что малому бизнесу с июля 2019 года надо учитывать при участии в торгах ».

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Особенности деятельности малого предприятия

Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.

Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически перестанет отражаться дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.

Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.

В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС. Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы . И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2020 году — выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.

Счетная палата раскрыла план приоритетных проверок в 2020 году

Счетная палата подготовила план проверок на 2020 год. Среди приоритетов аудиторов будет контроль за достижением национальных целей из майского указа президента, говорится в плане мероприятий, с которым ознакомился РБК. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин возьмет под личный контроль анализ достижения цели по росту реальных доходов и пенсий, а также по снижению уровня бедности в стране.

Заместитель главы Счетной палаты Галина Изотова займется аудитом расходования бюджетных средств на организацию первичной медико-санитарной помощи, включая проверку доступности лекарств, а также проанализирует эффективность мер по организации медицинской помощи ВИЧ-инфицированным с 2018 года. Объектом проверки станет Минздрав. По официальным данным, в России живет более 1 млн людей с ВИЧ. В федеральном регистре больных ВИЧ-инфекцией есть данные о 896 тыс. человек, из них антиретровирусную терапию получают более 510 тыс.

Новый подход к проверкам

Аудиторы скорректировали подход к планированию проверок, применив риск-ориентированный подход, отмечается в материалах ведомства. Теперь контрольные мероприятия планируются исходя из проблемных областей и формирования гипотез, которые предстоит проверить.

Кроме того, в плане проверок выделены новые ключевые тематики: «Неуспешные школьники» (анализ эффективности мер госполитики в решении проблем детей, испытывающих трудности в освоении школьной программы), «Бюджетный федерализм», «Льготы в нефтегазовом секторе», а также «Неналоговые платежи».

К примеру, в 2020 году аудитор Андрей Батуркин, согласно плану Счетной палаты, проанализирует эффективность налоговых льгот на исчисление и уплату НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) и НДД (налога на добавленный доход) в нефтегазовой отрасли, а также исследует подходы по совершенствованию системы неналоговых экологических платежей.

Госкомпании и ЦБ

С 2020 года Счетная палата начнет проверять эффективность не только головных структур госкомпаний, но и их дочерних предприятий. Аудиторы будет оценивать решения наблюдательных советов, качество корпоративного управления и всю систему госзакупок.

    Согласно плану мероприятий, проверки в текущем году пройдут в «Газпроме», «Роснефтегазе», «Ростехе», а также «Росатоме», «Россетях», «Ростелекоме» и «Почте России».

В рамках аудита Росавтодора Счетная палата проверит расходование бюджетных средств (в том числе из Фонда национального благосостояния) на строительство в Подмосковье Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).

  • Счетная палата намерена проверить госкорпорацию «Роскосмос» в части использования средств из бюджета на обеспечение глобальной космической связи за 2017–2019 годы в рамках госпрограммы «Космическая деятельность России». Проверке аудиторов также подлежат «Российские космические системы», ЦНИИмаш (головной научный институт госкорпорации «Роскосмос») и Научно-исследовательский институт точных приборов.
  • «Роскосмос» станет и объектом проверки использования бюджетных средств, выделенных на реализацию целевой программы по развитию системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы.

Аудиторы запланировали анализ деятельности ВЭБ.РФ и курируемых им институтов развития — ДОМ.РФ, Корпорации по развитию МСП (малого и среднего предпринимательства), а также Российского экспортного центра.

Счетная палата также намерена проанализировать политику ЦБ с 2014 по 2020 год в части управления золотовалютными резервами в рамках обеспечения макроэкономической стабильности, национальной экономической безопасности и обеспечения вхождения России в число пяти крупнейших экономик мира.

Нарушения на миллиарды

Ежегодно Счетная палата выявляет нарушения на сотни миллиардов рублей, в 2019 году эта сумма составила 804 млрд руб., сообщил ранее Кудрин. А ущерб от коррупции в России, по оценке главы Счетной палаты, измеряется триллионами рублей. Кудрин заявил, что сейчас Счетная палата разрабатывает новые методы, которые позволят доказать или опровергнуть факт коррупции и предоставить правоохранительным органам более подробные материалы по итогам аудиторских проверок.

Эксперимент с самозанятыми и наследие чемпионата

Для анализа результатов эксперимента с налогом для самозанятых в четырех регионах России Счетная палата будет работать с Минфином, ФНС России, а также управлениями ФНС в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане. В 2019 году в этих субъектах в качестве самозанятых зарегистрировались более 330 тыс. человек, они заплатили более 1 млрд руб. налога на профессиональный доход. С 1 января 2020 года режим для самозанятых распространили еще на 19 регионов, с середины года запланировано расширение специального налогового режима на всю страну.

Аудиторы займутся и проверкой реализации в 2019–2020 годах концепции наследия чемпионата мира по футболу, который Россия принимала в 2018 году. Согласно концепции, до 2023 года федеральный бюджет будет покрывать до 95% затрат на содержание новых стадионов в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске. Это обойдется государству более чем в 16 млрд руб. За это время региональные власти должны выбрать оптимальный вариант управления и выйти на окупаемость площадок, при этом им рекомендовано освободить управляющие стадионами организации от налога на имущество и земельного налога.

Проверки малого бизнеса в 2020 году

«ОПОРА РОССИИ» подготовила для вас полезный материал о нововведениях этого года, важных для предпринимателей

НАЛОГИ И АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

1. Сокращение сферы применения ЕНВД и патентной системы налогообложения.

Единый налог на вмененный доход отменяется с 1 января 2021 года. Но уже с 1 января 2020 года предприниматели, реализующиелекарственные препараты, обувные товары и предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха не могут применять единый налог на вмененный доход и патентную систему налогообложения. Это связано с тем, что данная продукция подлежит обязательной маркировке. Предприниматели, реализующие такую продукцию, смогут перейти на упрощенную систему налогообложения, где таких ограничений нет.

2. ИП смогут оформлять один патент по схожим видам деятельности. С 1 января 2020 года в соответствиип.8 ст. 346.43 НК РФ, ИП вправе оформлять один патент по схожим видам деятельности вместо нескольких. Такое возможно в случае, если потенциально возможный годовой доход по бытовым услугам из дополнительного перечня установлен регионом не только для видов деятельности, но и для групп или подгрупп.

3. Размер платежа по ЕНВД, ПСН и торгового сбора вырастет на 4,9%. Размер ежегодного платежа по ЕНВД, ПСН и торговому сбору зависит не только от ставки налога и налоговой базы, но и от коэффициента дефлятора, ежегодно устанавливаемого Минэкономразвития России.На 2020 год министерством установлены следующие коэффициенты дефляторы: для исчисления ЕНВД — 2,009; для применения ПСН — 1,592; для целей уплаты торгового сбора — 1,382.

4. Плательщики УСН с объектом налогообложения «доходы» могут быть освобождены от необходимости подавать налоговые декларации.

В национальном проекте «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусматривается мероприятие по линии сокращения налоговой отчетности, а именно: отмена налоговых деклараций по УСН «доходы» для МСП, применяющих ККТ.Предполагается, что доход предпринимателя будет определяться на основе данных, передаваемых налогоплательщиком через ККТ в налоговые органы.Согласно паспорту национального проекта срок реализации этого мероприятия — 1 июля 2020 года.

5. В 2020 году будет расширена территория проведения эксперимента по «Налогу на профессиональный доход». Напомним, эксперимент по внедрению «Налога на профессиональный доход» стартовал в 2019 году в четырех регионах: Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан. Он показал свою эффективность: за год его стали применять более 300 тысяч человек, хотя по оценкам ФНС, дававшимся в начале года, планировался результат в 200 тысяч человек.

6. Счета предпринимателей не будут блокироваться по требованию налогового органа, если сумма задолженности менее 3 000 руб. Согласно поправкам в статью 46 Налогового кодекса РФ, вступающим в силу с 1 апреля 2020 года, налоговый орган может принять решение о взыскании долга только в случае, если сумма налога, сбора, страховых взносов, штрафов, пеней, превысила 3 000 рублей. Только в этом случае налоговый орган будет направлять инкассовое поручение банку о принудительном списании средств со счета. При этом «мелкие» долги будут накапливаться, и если в течение трех лет сумма долга превысит 3 000 рублей, налоговый орган направит соответствующее требование в банк.

ВРЕЗ: Таким образом, будет решена проблема блокировки счетов предпринимателей за незначительные долги по уплате налогов.

7. Вводятся ограничения для применения единого сельскохозяйственного налога. ЕСХН раньше автоматически освобождал от НДС. С 2020 года смогут не платить НДС только перешедшие на этот режим в 2020 году предприниматели, а также предприниматели с оборотом в 2019 году менее 90 млн. руб. Но уплата НДС позволит компаниям рассчитывать на вычеты по НДС, применение которых ранее было невозможным.

8. Расширение перечня подакцизных товаров, а также увеличение ставок акцизов на некоторые виды товаров. С 1 января 2020 года расширен перечень подакцизных товаров, вследствие чего ожидается увеличение стоимости данных товаров для конечного потребителя:

— любые электронные сигареты и устройства для нагревания табака;

— виноград, который использован для производства вин и других спиртных напитков;

— пиво крепостью до 0,5 градусов;

— виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло.

Также с 1 января 2020 года увеличены ставки акцизов на следующие товары:

— этиловый спирт, реализованный организациям, которые не перечислили авансовый платеж и не представили банковскую гарантию;

— вино, независимо от защищенного географического указания или места происхождения;

— пиву крепостью от 0.5 до 8.6 градуса;

— все виды табачных изделий;

— автомобили с мощностью свыше 90 л. с.;

9. Изменяются правила уплаты начисленного НДФЛ. Начиная с 1 января 2020 года, если налоговая инспекция выявила неуплату НДФЛ, работодатель обязан его уплатить из собственных средств. В силу п.9 ст.226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов допускается, вслучаях доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом.

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

10. Фиксированная часть страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд вырастет на 10,5 %, а в фонд ОМСна 22,4 %

Платеж ИП по страховым взносам состоит из двух частей: постоянная часть в виде фиксированного платежа; переменная часть, зависящая от дохода ИП. Размер фиксированного платежа ИП ежегодно индексируется, причем размер индексации не зависит от уровня инфляции.

В 2020 году фиксированные страховые взносы для ИП составят: в ПФР 32 448 рублей (в 2019 году 29 354руб.); на обязательное медицинское страхование — 8 426 рублей (в 2019 году было 6 884 руб.).

ВРЕЗ: Важно: если ИП не ведет деятельность, он все равно должен уплачивать страховые взносы. В данном случае их размер уплачивается только в виде фиксированного платежа.

Читайте также:  Билл Гейтс история успеха

Согласно п. 8 ст. 430 НК РФ, у ИП без работников фиксированный размер страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование можно считать за неполный месяц. Размер платежей определяют пропорционально количеству календарных дней, в течение которых велась деятельность.

11. Введение электронных (цифровых) трудовых книжек. С 2020 года начинают формироваться электронные трудовые книжки. Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и будет осуществляться только с согласия человека.

Единственным исключением станут те, кто впервые устроится на работу с 2021 года. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.

12. Увеличение размера МРОТ.С 2020 года размер минимальной оплаты труда (МРОТ) составляет 12 130 рублей. Теперь работодатель должен использовать эту сумму в качестве базовой, а производимые доплаты и надбавки производить сверху этой суммы.

ОТЧЕТНОСТЬ

13. Сдвигаются сроки сдачи отчетности. С 1 января 2020 года изменились сроки сдачи отчетности. Годовая отчетность по 6-НДФЛ и 2-НДФЛ будет сдаваться не позднее 1 марта следующего за отчетным периодом года (ранее было не позднее 1 апреля).

14. Изменяются правила расчета численности работников для применения специальных налоговых режимов. Приказом Росстата от 27 ноября 2019 года № 711 с 1 января 2020 года введена новая форма статистического отчета № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников».

Форму предоставляют ежемесячно: юридические лица, кроме организаций, у которых средняя численность работников в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек.

Форму предоставляют ежеквартально: юридические лица, средняя численность работников которых в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек.

На основе этой формы рассчитывается, в частности, среднесписочная численность работников как для подачи в налоговые органы, так и для формы 4-ФСС.

15. Введение новой формы отчетности для работодателей(форма СЗВ-ТД). В феврале 2020 года всем работодателям впервые предстоит сдать в Пенсионный фонд России форму СЗВ-ТД, содержащую сведения о трудовой деятельности сотрудников.

ВРЕЗ: Появление нового отчета связано с переходом на электронные трудовые книжки. Вместе с новым бланком законодатели предусмотрели штрафы, которые заплатит работодатель, если опоздает со сдачей СЗВ-ТД или представит в нем неполные или недостоверные сведения.

Так, с 1 января 2020 года индивидуальные лицевые счета, открытые на каждого гражданина в ПФР, дополнят разделом «Сведения о трудовой деятельности». Данные в этот раздел будут попадать из отчетов СЗВ-ТД, полученных от работодателей.

РЕГУЛЯТОРИКА

16. Снимаются барьеры для осуществления лицензируемого вида деятельности не по адресу, указанному в лицензии. Сейчас в лицензии на осуществление вида деятельности обязательно указывается место осуществления деятельности. Изменение места требует переоформления лицензии. В ряде случаев указание адреса нецелесообразно. Например, при осуществлении перевозок фактически деятельность может осуществляться по всей стране.

Согласно поправкам в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии.

В случае внесения соответствующих изменений в положения о лицензировании будет снята обязанность переоформлять лицензию каждый раз после изменения адреса осуществления деятельности.

17. Маркировка лекарственных средств станет обязательной с 1 июля 2020 года. Срок введения обязательной маркировки лекарственных средств перенесен с 1 января на 1 июля 2020 года. При этом лекарственные препараты, произведенные до 1 июля 2020 года, подлежат хранению и продаже без нанесения средств идентификации.

Это значит, что и после 1 июля 2020 года можно будет продавать немаркированные лекарственные средства, но в пределах срока их годности. С 1 января 2020 года вводится административная ответственность за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, либо внесение в нее недостоверных данных. Соответствующие дела будут рассматривать должностные лица Росздравнадзора.

18. С 1 июля 2020 года начнут штрафовать за продажу билетов в транспортных средствах без применения ККТ. До 1 июля 2020 года решено не привлекать к административной ответственности за неприменение ККТ при продаже водителями или кондукторами билетов в общественном транспорте.

Однако, с 1 июля в отношении данной категории предпринимателей начнут применяться положения статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Например, за неприменение контрольно-кассовой техники будет взиматься штраф от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

19. Появляются требования к информационным системам медорганизаций и аптек. С 1 января 2020 года начинает действовать Приказ Минздрава №911н, который содержит требования к информационным системам в медицинских и фармацевтических организациях, региональным ГИС в сфере здравоохранения. Документ также определяет, как защитить информацию и какими должны быть программно-технические средства информационных систем. Такиеинформационные системы нацелены наавтоматизацию работы медорганизаций.

20. Можно будет вернуть госпошлину. С 1 января у бизнеса появилась возможность вернуть госпошлину, если госорган возвратит без рассмотрения заявлениео совершении юридически значимого действия. Раньше у предпринимателей не было возможности вернуть госпошлину в таких случаях.

Начиная с 2020 года, можно будет подать заявление на возврат в тот же орган, куда обращались с заявлением, либо через портал Госуслуги или любой другой портал, через который подавалось заявлениео совершении юридически значимого действия.

Семь главных поводов для проверки налоговой в 2020 году

В последние годы в России работают над уменьшением количества визитов проверяющих, чтобы дать возможность бизнесу вздохнуть свободнее. Тем не менее по статистике 2018 года 98% выездных налоговых проверок в России заканчивается штрафами для предпринимателей. А это значит, что самое главное для малого бизнеса – не давать налоговой поводов для таких проверок. Рассказываем, какие ситуации чаще всего становятся причиной для визита ФНС.

Начнем с того, что проверки бывают плановые и внеплановые. Плановые, соответственно, планируются заранее и вносятся в специальный график, который опубликован на сайте Генеральной прокуратуры. Их можно проводить не чаще, чем раз в три года. Внеплановые проводятся, если в ФНС поступили жалобы граждан, подходит к концу срок устранения выявленных ранее нарушения или у налоговой есть другой повод сомневаться в честности предпринимателя. Итак, что может стать причиной выездной проверки налоговой?

1.Регулярные убытки и низкий заработок сотрудников

Это может свидетельствовать о том, что компания намеренно скрывает доходы, чтобы не платить налоги, а также выдает зарплату «в конвертах».

Что можно сделать?

Для начала необходимо проверить все расчеты, чтобы выявить ошибки в отчетах, отправленных в налоговую. Если ошибок нет, но ваши расходы действительно превышают доходы – приготовьте подтверждающие документы на случай налоговых проверок. Также следите, чтобы зарплата ваших сотрудников не падала ниже показателя по отрасли в регионе, установленного ФНС (на сайте).

2. Торговля без онлайн-кассы

Проверки использования онлайн-касс происходят внепланово, поэтому подготовиться к ним нельзя. О том, что вы работаете без онлайн-кассы они узнают очень быстро – ваши конкуренты или недовольные клиенты могут сообщить об этом через приложение «Проверка кассового чека в ФНС России». Оно устанавливается бесплатно, есть и в iOS и в Android. Его скачали уже более 100 000 раз.

Немного официальной статистики с сайта ФНС. За 9 месяцев 2019 года налоговая провела уже 43 тысячи проверок соблюдения 54-ФЗ, на которых установила 42 тысячи нарушений, эффективность мероприятий составила 95,9%. Предпринимателям и организациям были выписаны штрафы на сумму более 2017 млн.рублей.

Что можно сделать?

Если вы работаете в сфере торговли или услуг и подпадаете под 54 ФЗ у вас есть только один способ избежать проверки – приобрести онлайн кассу. Если такой возможности нет – онлайн-кассу можно взять в рассрочку или напрокат. Сегодня продавцы касс идут навстречу предпринимателям и предлагают доступные условия. Например, кассу МТС можно взять напрокат. Вместе с арендованной кассой уже идет фискальный накопитель, сюда же входит договор с ОФД, техподдержка, срочная замена кассы, а также доступ к полноценной товароучетной системе. Важно отметить, что товароучетная система МТС Кассы имеет модули систем ЕГАИС и “Меркурий” для продажи алкоголя и продуктов животного происхождения. Также благодаря системе можно реализовывать и маркированные товары в соответствии с законом. Кроме того, сервис позволяет автоматически проводить глубокую аналитику продаж, грамотно используя которую можно увеличить прибыль на 20%.

3. Низкая налоговая нагрузка

Каждый год ФНС рассчитывает для каждой отрасли налоговую нагрузку. Если бизнесмен показывает цифры ниже, с большой долей вероятности его посетят налоговики.

Что можно сделать?

Для начала рассчитайте свою налоговую нагрузку. Для этого вы можете воспользоваться новым электронным сервисом на сайте ФНС – “Налоговым калькулятором по расчету налоговой нагрузки”. Чтобы это сделать вручную необходимо разделить совокупную сумму уплаченных/начисленных налогов на общую сумму выручки за год и умножить на 100%. Сравните ваш показатель, с показателем для вашей отрасли на сайте ФНС. Если есть отклонения необходимо проверить данные на ошибки. При их правильности подготовьте для ФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например: неверно определенный код вида деятельности, осуществление инвестиций, временные проблемы с реализацией, создание запаса товара и т.д.

4. Рост расходов, опережающий рост доходов, либо близость этих показателей

Первое актуально для организаций, второе — для ИП. Это повод для налоговой заподозрить бизнесмена в занижении доходов, либо завышении расходов, чтобы не платить налог на прибыль.

Что можно сделать?

Если ваши расходы оказались недалеко от доходов и даже превысили их – перепроверьте отчетность. Если ошибок нет, приготовьте документы для проверки.

5. Работа с высоким налоговым риском

Этот риск актуален для тех, кто сотрудничает (сознательно или по незнанию) с фирмами-однодневками. Кроме того, налоговая наверняка заинтересуется теми, кто работает через длинную цепочку посредников. Это также признак фирмы-однодневки.

Что можно сделать?

Проверьте своих партнеров и подрядчиков по базам ЕГРЮЛ. Будьте бдительны – не работайте с компаниями данных о которых нет в интернете или в СМИ, а также если ее руководитель не предоставляет документов компании и отказывается от личных встреч. Чтобы убедиться в надежности компании, проверьте, платит ли она налоги. На сайте ФНС представлены сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов.

6. Низкий уровень рентабельности
Налоговики уверены: если рентабельность работы организации на ОСН менее 10%, чем в среднем по отрасли, это повод для выездной проверки.

Что можно сделать?

Рассчитайте рентабельность ваших продаж и активов. Обычно рентабельность продаж рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за год к выручке за тот же период. А активов – как соотношение прибыли за год к сумме активов за этот период. Полученные показатели сравните с показателями налоговой для разных отраслей.

7. Подозрительное поведение в отношении налоговой

Налоговиков может насторожить, если предприниматель меняет адрес фирмы, переходит из одной налоговой в другую, игнорирует запросы, не предоставляет нужные документы, не объясняет, откуда взялись ошибки. Смена юридического адреса часто делается, чтобы не платить налоги и отсрочить проведение проверки.

Что можно сделать?

Если ваша компания неоднократно переезжает в течение 1-2 налоговых периодов – скорее всего вами заинтересуется налоговая и нужно быть готовым к такому исходу. Лучше заранее подготовить как можно больше весомых аргументов, касательно смены вашего адреса. Можно указать: окончание договора аренды и предложение вам новым арендодателем более выгодных условий, близкое расположение поставщиков, либо наличие на новом месте хорошей инфраструктуры.

Еще один совет – обязательно перепроверяйте отчетность, которую вы отправляете в ФНС. Если нашлись ошибки, обязательно подготовьте и отправьте корректирующий отчет – не игнорируйте такие моменты.
Что делать, если налоговики все-таки решили к вам придти?

  • Заранее подготовить и держать под рукой пакет всех необходимых документов (обязательно должны быть оригиналы). Налоговые и бухгалтерские регистры лучше предоставлять на бумаге.
  • Назначить сотрудника, который будет взаимодействовать с налоговиками и ответит на все их вопросы.
  • Сотрудников нужно заранее проинструктировать, как себя вести с налоговиками, чтобы проверка прошла успешно.

Подготовиться к проверке можно только если она плановая, и вы заранее узнали о том, что к вам едут с проверкой. Если у вас нет онлайн-кассы – проверка будет внеплановой и начнется внезапно. Подготовится к ней можно только купив онлайн-кассу в короткие сроки иди взяв кассу напрокат. За 2300 рублей в МТС можно взять кассу с полным подключением и настройкой, регулярной заменой фискального накопителя и своевременной перерегистрацией кассы в ОФД и ФНС.

Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784) . Это быстро и бесплатно !

Суть законопроекта о моратории проверок

Одной из основных функций налоговой службы, закрепленная законом, является контроль над правильным исчислением налогов, их уплатой в бюджет страны, а также правильность соблюдения предприятием налогового учета.

Другими словами, цель прийти и найти: неточности, нарушения в грубой форме, либо систематическое (вероятное) применение схем уклонения от уплаты налога в полном объеме и занижение соответствующей налогооблагаемой базы.

Правительство РФ для снятия нагрузки и распределения трудовых ресурсов малых предприятий приняло закон от 13.07.2015 № 246 ФЗ, где закреплено освобождение от проверок налоговиками форм и ИП. Закон вводит в действие период до 31.12.2020 года, в котором для представителей малого бизнеса действуют надзорные каникулы.

Читайте также:  Какой бизнес сейчас актуален – прибыльные нишы

Как работает закон? Дело в том, что при формировании ежегодного плана по проверкам определенные компании и предприниматели исключаются из списка к обязательной проверке. К примеру, для предприятий, которые ведут сезонную деятельность, можно будет не отвлекаться на запросы проверяющих в процессе максимальной нагрузки на производство (сельское хозяйство, сезонные услуги или работы).

Зачем потребовались такие поправки?

С 2016 по 2018 годы уже действовал запрет на плановые проверки малых предприятий (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Законодатели решили перенести полученный опыт на новый период, в том числе с целью поддержки малого бизнеса и развития экономики.

На кого распространяется действие моратория

Освобождение от налоговых проверок коснется малого бизнеса. К ним относится ряд бизнесменов, у которых наличествуют следующие признаки:

  • Величина выручки от реализации;
  • Участие (доля) иных фирм в компании;
  • Численность персонала, который трудится у бизнесмена.

В отношении закона о моратории ключевой показатель выручка микропредприятий. На сегодняшний день она составляет 120 млн. рублей. То есть, с 2015 года годовая выручка микро фирмы не пересекает данный предел. И в данном случае, в течение трех лет норматив №246 ФЗ (до конца 2020 года) запрещает органам госконтроля (роспотребнадзор, трудовая комиссия, пожарная инспекция, миграционные службы) планово проверять бизнесменов. Период и виды государственных служб, которые не могут осуществлять плановые проверки предпринимателей и компаний имеет свои особенности. Мораторий не носит абсолютно исключающий характер. А именно, нормативом закона от 26.12.2008 года № 294 ФЗ предусмотрены исключения.

Сохраняет право на все виды проверок налоговая структура. Кроме того у фирмы не должно быть налоговых нарушений, зафиксированных инспекторами:

  • Приостановка экономической деятельности;
  • Аннулирование лицензий на отдельные виды хозяйствования;
  • Иных административных взысканий.

Если данные нарушения имели место в истории предприятия, то налоговых инспекторов им не избежать.

Предприятия, которые освобождены от проверок

Получают освобождение от налоговых проверок до 2022 года следующие организации:

  • Малые предприятия – чья годовая прибыль не превышает показателя в 800 миллионов рублей.
  • Микроорганизации, которые зарабатывают не более 120 миллионов.
  • Средние фирмы до 2 миллиардов годовых.
  • Общее количество сотрудников, находящихся в штате не должно быть более ста человек.
  • Доля, находящаяся в участии у государственных структур не более двадцати пяти процентов. Для иностранных не более сорока процентов.

На сколько продлили мораторий на налоговые проверки? Смотрите видео:

Исключения

Существует дополнительный перечень исключений, по которым организации не входят в программу моратория:

  • Если их деятельность направлена структуру здравоохранения и образования;
  • Управляющие организации и занимающиеся обслуживанием жилого сектора;
  • Предприятия, которые имеют отношение к государственным тайнам;
  • Фирмы, которые задействованы в сфере обслуживания.


Налоговые проверки. Фото buhguru.ru

Также в программу не включаются фирмы, на которые накладывались административные штрафы, за грубые нарушения, обнаруженные в ходе предыдущих проверок.

Какие виды мероприятий попадают под программу

Введение распространяется на проведение плановых налоговых проверок в любом виде. К ним относятся выездные или документальные, проводящиеся согласно установленному законодательству № 294.

Однако стоит отметить, что в полном объеме не исключаются:

  • Проверка прокуратуры.
  • Контроль над оплатой во внебюджетные структуры;
  • Надзор за промышленной и пожарной безопасностью;
  • Касательно предприятий занимающихся радиационной деятельностью.

Для кого ввели мораторий на налоговые проверки? Ответ в видео:

Также следует учитывать, что освобождение касается исключительно плановых проверок. Никто не станет отменять внеплановые мероприятия, проводимые федеральной службой судебных приставов, Роспотребнадзором, и органами медицинского страхования.

Данные проверки могут быть инициированы по вопросам:

  • Касательно причинения ущерба здоровью и жизни;
  • Нанесению ущерба окружающей среде;
  • Нарушению потребительских прав.

Какие организации попали под действие моратория


До указанного периода контролирующие органы не вправе проверять без причин организации, отвечающие следующим признаком малого предприятия:

  1. Выручка в год до 800 млн. рублей, у микропредприятий — до 120 млн. рублей, средние предприятия должны оборачивать в год не более 2 млрд. рублей – данное значение выручки было изменено в 2015 году практически для всех предприятий за исключением унитарных и государственных.
  2. Штат до 100 человек.
  3. Суммарная доля участия государственных структур в уставном капитале до 25%, а в иностранных предприятиях до 40%.

Для определения принадлежности бизнеса к малому необходимо соответствие именно этим трем критериям, никаких дополнительных доказательств, в том числе и документальных не требуется. Проверяющие органы должны самостоятельно найти письменные доказательства, в которых указаны цифровые показатели.

При этом существует перечень исключений, из-за которых предприятие не может подпадать под мораторий, даже если оно представитель малого бизнеса:

  • деятельность в сфере образования и здравоохранения;
  • работа в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  • управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
  • организации, применяющие государственные тайны;
  • аудиторские фирмы и сфера социального обслуживания.

Кроме этого под действия моратория не попадают компании, у которых были выявлены грубые нарушения менее, чем за 3 года до проверки, что привело к административной ответственности или отзыву лицензии.

При этом следует помнить, что такое лицо вправе ходатайствовать об отмене проверок, на основании включения его в список ежегодных контролирующих мероприятий с нарушением требования ФЗ №246.

Полный перечень критериев, при которых предприятие не может воспользоваться послаблением, указан в ст. 26.1 ФЗ №294.

Какие проверки отменяет мораторий

Мораторий распространяется далеко не на все проверки. Речь идет исключительно об отмене плановых проверок для малого бизнеса — выездных или документальных.

В прежнем режиме продолжат осуществляться:

  1. Любые внеплановые проверки по заявлению жалоб на работу организации или после аварий и чрезвычайных происшествий.
  2. Налоговые проверки взносов во внебюджетные государственные фонды. Прокурорские, страховые, таможенные, валютные проверки и ряд других, не подчиняющихся Закону N 294-ФЗ.
  3. Контроль объектов I и II классов опасности по нормам промышленной, пожарной, экологической, радиационной техники безопасности.

Кому следует ждать налоговую проверку

В действующем законе 294 ФЗ по мораторию для отдельных видов предприятий и видов экономической деятельности право на проверки также сохраняется. Так, структуры здравоохранения, образования, сферы социальных услуг населению. Также, планово будут и дальше проверять энергетиков, систему теплоснабжения. Не коснется мораторий работы полицейских, оперативно-розыскных мероприятий, страховых и банковских сфер.

Серьезным основанием для посещения компаний послужит информация о нарушении трудовых прав сотрудников. Если работодатель нарушает права персонала в отношении трудовых документов, выплаты зарплаты, соблюдения норм труда и условий безопасности трудящихся.

Важно! По основным нормам за нарушение трудового права работодатель несет финансовую ответственность в виде штрафа от 1000 до 5000 рублей.

Проверку внеплановую может инициировать случай причинения вреда окружающей среде, при угрозе жизни мирных граждан, культурному наследию страны (памятникам, архитектурным объектам).

Из всего можно заключить, что, как и прежде налогоплательщики обязаны соблюдать действующие нормы законодательства, избегая внимания проверяющих.

Ключевые риски в случае налоговой проверки

В отношении работы ФНС следует помнить о том, что под ее контроль попадают страховые взносы, направленные на пенсионное, медицинское, социальное страхование. В этой части начисления, а также своевременная уплата налогов контролируется ежемесячно.

Кроме того, кардинальные изменения в отчетности по формированию сведений о налоге с доходов физических лиц привели к тому, что ФНС отслеживает сроки исполнения обязательств налоговых агентов. В случае нарушений (опоздание с оплатой налогов, сдачей декларации) к фирмам применяются жесткие санкции. За каждое нарушение предусмотрен штраф 20% от суммы недоплаты. Если отчет сдан позже установленного срока, то минимальный штраф в размере 1000 рублей это не предел. За опоздание служащие ФНС наделены правом приостановить работу компании, заблокировать расчетные счета. В отношении отчетов по доходам физических лиц (6-НДФЛ) ФНС ведет камеральные проверки микрофирм и ИП, имеющих сотрудников.

В части проверки налога на добавленную стоимость ужесточение контроля посредством изменений законодательства в отношении экспортного НДС произошли уже в октябре 2017 года.

Спорные ситуации

Руководство организаций не редко сталкивается с тем, что их предприятие включают в план проверок, хотя основания для данного действия отсутствуют. Что в таком случае следует делать?

При возникновении подобной ситуации, надлежит подать прошение в орган, который планирует провести контроль.

Важным моментом является то, что к заявлению прикладывается документация с финансовой отчетностью, информация о количестве штатных сотрудников, информация об организации с приложением выписки из ЕГРИП.


Мораторий на проверки налоговой. Фото golfstream.com.ru

Если процедура уже началась, можно, на законных основаниях, ей препятствовать, аргументируя данный момент тем, что государственная структура проводит проверку безосновательно.
Если представители проверяющего органа игнорируют все представленные сведения, результат проверки можно признать недействительными. Для этого подается заявление в судебную инстанцию.

Ужесточение внеплановых проверок

В случае, если остались сомнения предпринимателей в отношении того, нагрянет ли проверка, стоит провести ряд некоторых мероприятий в компании. Это может быть:

  • Ревизия контрагентов на предмет надежности;
  • Тестирование и переквалификация бухгалтерского и кадрового персонала;
  • Свериться с бюджетом на выявление задолженности по налогам и сборам;
  • Осуществить инвентаризацию ТМЦ, первичной документации по отдельным сделкам.

В частности, главный бухгалтер может составить инструкцию, содержащую порядок принятия к учету первички (счетов-фактур, товарных и транспортных документов), а также способ их проверки. Обратить внимание штатных бухгалтеров на обязательные реквизиты: ИНН контрагента, адрес фирмы поставщика, ставки налогов или акцизов (правильно ли подсчитаны), подписи и расшифровки ФИО ответственных лиц.

Не помешает ознакомиться с всероссийским реестром проверок на сайте: https://proverki.gov.ru. Если компания считает, что попала в поле зрения проверяющих без оснований, то об этом следует сообщить проверяющим службам, уведомить об обстоятельствах письменно. Ответ на заявление приходит фирмам в течение 13 дней. В случае положительного решения компания будет исключена из реестра обязательных проверок.

Как снизить риски, если грозит налоговая проверка

Если государство не вводит мораторий на налоговые проверки, коммерсанту остается только одно – самому заниматься вопросами снижения рисков, связанных с данной формой госконтроля. Доначисления, пени, штрафы – эти последствия возникают после налоговых проверок в связи с выявлением нарушений налогового законодательства, некомпетентности, ошибок (случайных или намеренных).

Поэтому руководству любой компании:

  • Необходимо позаботиться о квалифицированных специалистах, от которых зависит правильность и достоверность налогового учета и отчетности. Для этого нужно оценить уровень их квалификации (приказ Минтруда «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 № 148н), а затем систематически обеспечивать регулярное ее повышение, чтобы все необходимые изменения законодательства своевременно учитывались при ведении учета и составлении отчетности.

Быть в курсе налоговых изменений помогут материалы нашей рубрики «Налоговые изменения 2018».

  • Необходимо наладить систему внутреннего контроля (ст. 19 закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ) – это позволит своевременно и планомерно выявлять ошибки на всех этапах учетного процесса, повысит исполнительскую дисциплину внутри коллектива.
  • Грамотно сформировать оптимальную учетную политику и наладить документооборот, что снизит риск ошибок при исчислении налогооблагаемых баз и сумм налогов.

Как составить учетную политику в организациях различных организационно-правовых форм, узнайте из материалов нашего сайта:

  • «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)»;
  • «Учетная политика в СНТ (нюансы)».
  • Проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов, не связываться с «однодневками»;
  • Регулярно проверять свою компанию на соответствие критериям, по которым отбираются кандидаты для налоговых проверок (приказ ФНС «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).

Выполнение этих несложных процедур позволит всегда быть готовым к любой налоговой проверке.

Малый бизнес освободят от проверок до конца 2020 года


Надзорные каникулы продлены, но с оговорками.

Президент России подписал «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». Документ вступил в силу 5 января 2020 года.

Установлены особенности проведения некоторых видов плановых проверок и частично продлён мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. С 2016 по 2020 годы уже действовал запрет на плановые проверки малых предприятий (ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ). Законодатели решили перенести полученный опыт на новый период, в том числе с целью поддержки малого бизнеса и развития экономики.

Распространенные вопросы

Вопрос 1: Компания предоставила декларацию более трех месяцев назад. Инспектор ФНС прислал запрос на предоставление документов для проведения камеральной проверки. Законно ли это требование?

Налоговым нормативом, упомянутым п. 2 ст. 88НК предусмотрен срок проведения камеральной проверки КНП три месяца с момента предоставления соответствующего отчета (декларации). Действия в рамках проверки осуществляются по документам, которые инспекторы получают от налогоплательщика. Дополнительно в п. 6 ст. 101НК фискалы наделены правом запросить в ходе КНП любые документы для выявления нарушений, либо завершения самой проверки и составления итоговых результатов.

Вопрос 2: Что предпринять бухгалтеру компании, у которого сотрудники ФНС запросили оригиналы по факту проведения проверки?

Законное требование налоговиков о предоставлении документации установлено порядком п. 2 ст. 93НК, где говорится, что фирма должна подготовить и передать в распоряжение ФНС заверенные копии всех документов.

  • https://online-buhuchet.ru/moratorij-na-nalogovye-proverki/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/481712/
  • http://FBM.ru/novosti/prodlen-moratorii-na-nalogovie-proverki.html
  • https://ZnayBiz.ru/forma/ooo/about/moratorij-na-proverki-malogo-biznesa.html
  • https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/moratorij-na-proverki-malogo-biznesa/
  • https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/provedenie_nalogovyh_proverok/est_li_sejchas_moratorij_na_nalogovye_proverki/
  • http://PravaMoskva.ru/nalogovye-proverki-malogo-biznesa-otlozheny-na-5-let-32769/

Бесплатная консультация юриста

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 (доб. 784) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб. 943) (Санкт-Петербург)

+8 (800) 500-27-29 (доб. 391) (Вся Россия)

БЕСПЛАТНАЯ консультация юриста

Звонки бесплатны! Работаем без выходных 24/7 Неудобно звонить?

Ссылка на основную публикацию